История метростроя
Московскому метрополитену было присвоено имя Л.М.Кагановича, затем, в 1957 году, его сменили на имя В.И.Ленина. Между тем, если Каганович непосредственно возглавлял строительство метро, то Ленин имел к этому такое же отношение, как Мао Цзе-дун к строительству Великой Китайской стены.
Вот это – мой Почетный Знак строителя первой очереди Московского метро, выданный в 1935 году Московским советом за номером 2382. Рядом c ним лежат передо мной два юбилейных издания: 1935-й год - «Как мы строили метро – История метрополитена им. Л.М.Кагановича» и альбом «Метрострою – 70 лет». От редакции первой книги сказано: «Настоящая книга — второй сборник по истории метро. Он написан инженерами, архитекторами, политическими работниками вместе со славной армией ударников и ударниц, комсомольцев и комсомолок, построившими лучший ,по всеобщему признанию, метро в мире — московский метрополитен имени Л. М. Кагановича». В альбоме «Метрострою – 70 лет» предваряется: «Мы помним свое прошлое, чтим людей, труд и талант которых возвел профессию метростроителя до современного уровня и идем в будущее».
В первом разделе этого альбома приводится схема Московского Метрополитена. Всего одна линия. На этой схеме как раз есть оттиск Почетного знака Московского Совета, которым награждались отличившиеся строители. В связи с пуском первой линии метро 15 мая 1935 года состоялось торжественное заседание в Колонном Зале Дома Союзов. Открылось заседание выступлением Сталина и речью Кагановича.
Мне довелось быть в числе участников этого торжества. Ему предшествовало Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о присвоении имени Кагановича Московскому Метрополитену. Кроме этого Постановление ЦИК и Совета Народных комиссаров СССР содержало благодарность за успешную работу по строительству метро ударникам, ударницам и всему коллективу инженеров, техников и рабочих Метростроя. Орденом Ленина была награждена московская организация комсомола. Орденами и Грамотами ВЦИК были награждены 250 наиболее отличившихся при строительстве первой линии метро. Кроме того, Московский Совет учредил Почетный Знак по случаю пуска первой линии. Вот здесь мое приглашение для вручения этого Знака.
Я собираю самые разные документы, отражающие ту эпоху. Кое-что, представляет, на мой взгляд, определенный интерес. Любопытна формулировка постановления ЦИК СССР о награждении высшими наградами того времени (ордена Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Почетная Грамота ЦИК):
«За успешное выполнение решение решений партии правительства, обеспечение большевистских темпов в работе и за своевременное окончание строительства первой очереди Московского Метрополитена – наградить ...».
Небезынтересной представляется и переписка Сталина с секретарем парткома Метростроя К.Ф.Старостиным по вопросу присвоения имени Кагановича (из книги самого Л.М. "Памятные записки")
ПИСЬМО И.В. СТАЛИНА К.Ф. СТАРОСТИНУ О ПРИСВОЕНИИ МОСКОВСКОМУ МЕТРОПОЛИТЕНУ ИМЕНИ Л.М. КАГАНОВИЧА
4 февраля 1935 года
До ЦК партии дошли слухи, что коллектив Метро имеет желание присвоить метро имя т. Сталина. Ввиду решительного несогласия т. Сталина с таким пред¬ложением и ввиду того, что т. Сталин столь же решительно настаивает на том, чтобы метро было присвоено имя т. Л.Кагановича, который прямо и непосредст¬венно ведет успешную организационную и мобилизационную работу по стро¬ительству метро, ЦК ВКП(б) просит коллектив Метро не принимать во внима¬ние протестов т. Л.Кагановича и вынести решение о присвоении метро имени т. Л.Кагановича.
Секретарь ЦК И.Сталин.
О ПРИСВОЕНИИ имени тов. Л. М. КАГАНОВИЧА МОСКОВСКОМУ МЕТРОПОЛИТЕНУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР
Центральный исполнительный комитет Союза ССР поста¬новляет:
В соответствии с желанней строителей метрополитена и москов¬ских партийных и советских организаций присвоить московскому метрополитену имя тов. Кагановича Л. М.
Председатель Центрального
исполнительного комитета Союза ССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Центрального
исполнительного комитета Союза ССР И. АКУЛОВ.
Москва, Кремль, 18 мая 1935 года.
Возглавить, организовать и осуществить новое для СССР дело было поручено Л.М.Кагановичу. Следовало решить – где и как строить, кто будет строить метрополитен, решающий сразу две задачи: внеуличный пассажирский транспорт и бомбоубежище на случай войны. При этом следовало учитывать геологические и гидрогеологические условия московского района. Неустойчивые водоносные грунты покровных отложений и подстилающие горные порды, сложенные пластами слабых и крепких водоносных пород. Не только в лозунгах, но и на самом деле судьбу затеянного проекта решал тогдашний большевистский лозунг «Кадры решают всё». Каганович выполнил это блестяще, хотя, конечно, целиком в духе эпохи. На строительство метро была призвана московская молодежь – комсомольцы. И мы, московские мальчишки и девчонки с заводов и фабрик, подлинно рванули строить метро. Сперва одна тысяча, потом 2,5 тысячи и 10 тысяч. Были привлечены инженерные кадры горных инженеров и других специалистов из Донбасса.
Все учились на ходу. Называлось это – «Перестройка», очень было популярное слово. Всем этим руководил тогда Каганович, одновременно занимая посты секретаря Московского, областного и Центрального комитетов партии. Впервые я увидел его в шахте. Как раз тогда я был из проходчиков выдвинут на должность десятника по подземному транспорту. Отвечал за обеспечение забоев вагонетками для погрузки породы и выдачи их на поверхности и доставку материалов для крепления горных выработок и сооружения тоннелей, а также шахтного подъема.
Дело было так. Вагонетки с породой откатывались вручную откатчиками. Бывает, вагонетка сходила с рельс – «забурилась», по шахтерской теминологии. Вот, мы с откатчиком восстанавливаем ее на рельсы. В это время начальник шахты А..Г.Танкелевич и Лазарь Каганович идут, направляясь в забой.
Остановились. Каганович поздоровался и спрашивает: «Что случилось?» - А я говорю: «Вагонетка, - мол, - забурилась, ставим на рельсы». - Каганович: «И часто это бывает?» - «Бывает, - говорю, - бывает нередко» - «Так что делать? Есть предложения?» - «Есть, - говорю, - Рельсы крепятся к деревянным шпалам, костыли раскачиваются, рельсы расходятся. Надо на поверхности сваривать звеньями и спускать в шахту. Кроме того, и вагонетки нужны другие, а эти полукубовые – старые. Заменить ручную откатку на электровозную».
Каганович обращается к Танкелевичу: «У Вас все хлопцы такие разумные? Надо таких двигать!» - И мне: «Все, что ты предлагаешь, будет на второй очереди, а эту надо строить ударным трудом и сдать в установленные сроки».
Видел я и слушал Кагановича на больших собраниях комсомольского актива метростревцев. Зажигательные призывы. Он запомнился мне очень убедительным оратором, когда произносил речь на комсомольском активе в Колонном Зале Дома Союзов в в 1934-м году. Это действительно вдохновляло молодых энтузиастов на ударный труд. Так что награды были даны по заслугам. Потом я еще несколько раз видел Л.М., когда работал в Наркомтопе – Главугле Востока. Это было уже тогда, когда он укреплял кадры угольной промышленности, в том числе метростроевцами.
Метрострой стал судьбой для молодых первостроителей. Например, откатчик Женя Долматовский свои первые стихи написал, работая на шахте. Затем уже Евгений Аронович Долматовский в своей поэме и в фильме «Добровольцы» воспел нас, первострителей и комсомольцев-добровольцев.
Ханан Абрамсон (Вот это – мой Почетный Знак строителя первой очереди Московского метро, выданный в 1935 году Московским советом за номером 2382. Рядом c ним лежат передо мной два юбилейных издания: 1935-й год - «Как мы строили метро – История метрополитена им. Л.М.Кагановича» и альбом «Метрострою – 70 лет». От редакции первой книги сказано: «Настоящая книга — второй сборник по истории метро. Он написан инженерами, архитекторами, политическими работниками вместе со славной армией ударников и ударниц, комсомольцев и комсомолок, построившими лучший ,по всеобщему признанию, метро в мире — московский метрополитен имени Л. М. Кагановича». В альбоме «Метрострою – 70 лет» предваряется: «Мы помним свое прошлое, чтим людей, труд и талант которых возвел профессию метростроителя до современного уровня и идем в будущее».
В первом разделе этого альбома приводится схема Московского Метрополитена. Всего одна линия. На этой схеме как раз есть оттиск Почетного знака Московского Совета, которым награждались отличившиеся строители. В связи с пуском первой линии метро 15 мая 1935 года состоялось торжественное заседание в Колонном Зале Дома Союзов. Открылось заседание выступлением Сталина и речью Кагановича.
Мне довелось быть в числе участников этого торжества. Ему предшествовало Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о присвоении имени Кагановича Московскому Метрополитену. Кроме этого Постановление ЦИК и Совета Народных комиссаров СССР содержало благодарность за успешную работу по строительству метро ударникам, ударницам и всему коллективу инженеров, техников и рабочих Метростроя. Орденом Ленина была награждена московская организация комсомола. Орденами и Грамотами ВЦИК были награждены 250 наиболее отличившихся при строительстве первой линии метро. Кроме того, Московский Совет учредил Почетный Знак по случаю пуска первой линии. Вот здесь мое приглашение для вручения этого Знака.
Я собираю самые разные документы, отражающие ту эпоху. Кое-что, представляет, на мой взгляд, определенный интерес. Любопытна формулировка постановления ЦИК СССР о награждении высшими наградами того времени (ордена Ленина, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Почетная Грамота ЦИК):
«За успешное выполнение решение решений партии правительства, обеспечение большевистских темпов в работе и за своевременное окончание строительства первой очереди Московского Метрополитена – наградить ...».
Небезынтересной представляется и переписка Сталина с секретарем парткома Метростроя К.Ф.Старостиным по вопросу присвоения имени Кагановича (из книги самого Л.М. "Памятные записки")
ПИСЬМО И.В. СТАЛИНА К.Ф. СТАРОСТИНУ О ПРИСВОЕНИИ МОСКОВСКОМУ МЕТРОПОЛИТЕНУ ИМЕНИ Л.М. КАГАНОВИЧА
4 февраля 1935 года
До ЦК партии дошли слухи, что коллектив Метро имеет желание присвоить метро имя т. Сталина. Ввиду решительного несогласия т. Сталина с таким пред¬ложением и ввиду того, что т. Сталин столь же решительно настаивает на том, чтобы метро было присвоено имя т. Л.Кагановича, который прямо и непосредст¬венно ведет успешную организационную и мобилизационную работу по стро¬ительству метро, ЦК ВКП(б) просит коллектив Метро не принимать во внима¬ние протестов т. Л.Кагановича и вынести решение о присвоении метро имени т. Л.Кагановича.
Секретарь ЦК И.Сталин.
О ПРИСВОЕНИИ имени тов. Л. М. КАГАНОВИЧА МОСКОВСКОМУ МЕТРОПОЛИТЕНУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР
Центральный исполнительный комитет Союза ССР поста¬новляет:
В соответствии с желанней строителей метрополитена и москов¬ских партийных и советских организаций присвоить московскому метрополитену имя тов. Кагановича Л. М.
Председатель Центрального
исполнительного комитета Союза ССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Центрального
исполнительного комитета Союза ССР И. АКУЛОВ.
Москва, Кремль, 18 мая 1935 года.
Возглавить, организовать и осуществить новое для СССР дело было поручено Л.М.Кагановичу. Следовало решить – где и как строить, кто будет строить метрополитен, решающий сразу две задачи: внеуличный пассажирский транспорт и бомбоубежище на случай войны. При этом следовало учитывать геологические и гидрогеологические условия московского района. Неустойчивые водоносные грунты покровных отложений и подстилающие горные порды, сложенные пластами слабых и крепких водоносных пород. Не только в лозунгах, но и на самом деле судьбу затеянного проекта решал тогдашний большевистский лозунг «Кадры решают всё». Каганович выполнил это блестяще, хотя, конечно, целиком в духе эпохи. На строительство метро была призвана московская молодежь – комсомольцы. И мы, московские мальчишки и девчонки с заводов и фабрик, подлинно рванули строить метро. Сперва одна тысяча, потом 2,5 тысячи и 10 тысяч. Были привлечены инженерные кадры горных инженеров и других специалистов из Донбасса.
Все учились на ходу. Называлось это – «Перестройка», очень было популярное слово. Всем этим руководил тогда Каганович, одновременно занимая посты секретаря Московского, областного и Центрального комитетов партии. Впервые я увидел его в шахте. Как раз тогда я был из проходчиков выдвинут на должность десятника по подземному транспорту. Отвечал за обеспечение забоев вагонетками для погрузки породы и выдачи их на поверхности и доставку материалов для крепления горных выработок и сооружения тоннелей, а также шахтного подъема.
Дело было так. Вагонетки с породой откатывались вручную откатчиками. Бывает, вагонетка сходила с рельс – «забурилась», по шахтерской теминологии. Вот, мы с откатчиком восстанавливаем ее на рельсы. В это время начальник шахты А..Г.Танкелевич и Лазарь Каганович идут, направляясь в забой.
Остановились. Каганович поздоровался и спрашивает: «Что случилось?» - А я говорю: «Вагонетка, - мол, - забурилась, ставим на рельсы». - Каганович: «И часто это бывает?» - «Бывает, - говорю, - бывает нередко» - «Так что делать? Есть предложения?» - «Есть, - говорю, - Рельсы крепятся к деревянным шпалам, костыли раскачиваются, рельсы расходятся. Надо на поверхности сваривать звеньями и спускать в шахту. Кроме того, и вагонетки нужны другие, а эти полукубовые – старые. Заменить ручную откатку на электровозную».
Каганович обращается к Танкелевичу: «У Вас все хлопцы такие разумные? Надо таких двигать!» - И мне: «Все, что ты предлагаешь, будет на второй очереди, а эту надо строить ударным трудом и сдать в установленные сроки».
Видел я и слушал Кагановича на больших собраниях комсомольского актива метростревцев. Зажигательные призывы. Он запомнился мне очень убедительным оратором, когда произносил речь на комсомольском активе в Колонном Зале Дома Союзов в в 1934-м году. Это действительно вдохновляло молодых энтузиастов на ударный труд. Так что награды были даны по заслугам. Потом я еще несколько раз видел Л.М., когда работал в Наркомтопе – Главугле Востока. Это было уже тогда, когда он укреплял кадры угольной промышленности, в том числе метростроевцами.
Метрострой стал судьбой для молодых первостроителей. Например, откатчик Женя Долматовский свои первые стихи написал, работая на шахте. Затем уже Евгений Аронович Долматовский в своей поэме и в фильме «Добровольцы» воспел нас, первострителей и комсомольцев-добровольцев.
501 W.Surf # 407,
(773) 404-8323
Специально для газеты Стройка без Границ
ARBAT Builders Inform AGency, Chicago

Комментариев нет:
Отправить комментарий