вторник, октября 09, 2007

Women on a board


Награда, полученная Бостонской фирмой, показывает, как далеко продвинулись в архитектуре женщины


Автор: Роджер Льюис

Перевод: Ольга Макеева Источник: Washingtonpost
2007 © Copyright De-Viz

Впервые в истории Американский институт архитектуры дал одну из высших национальных наград, Firm Award, компании «Леерс Вайнцапфель Асошиейтс», владелицами которой являются женщины. Бостонская фирма, основанная в 1982 г. Андреа Леерс и Джейн Вайнцапфель, была награждена за лучшие результаты в области выдающихся архитектурных достижений.

Но заслуживает ли эта награда внимания только потому, что была выиграна архитектурной фирмой, возглавляемой женщинами? Не манифестация ли это сексизма?

То, что делает данную награду достойной упоминания в истории затруднений и битв, ведущих, наконец, к прогрессу, относится к XIX веку, когда женщинам, стремящимся стать архитекторами, было отказано в такой возможности.

Ещё несколько десятилетий назад женщина, принятая в университет на курс архитектуры, была редкостью. Прежние поколения академиков архитектуры, так же, как и многие родители, полагали, что архитектура предъявляет слишком много требований и чересчур сурова для женщин – интеллектуально, технически и физически.

Люди того времени просто не могли представить себе женщину, ходящую по стройке, спорящую со сквернословящими подрядчиками и рабочими или требующую, чтобы что-то было переделано по-новому в соответствии с чертежами и спецификациями. Женщин считали слишком эмоциональными, мягкими и уступчивыми.

Существует огромное число историй о том, как молодых женщин пытались разубедить делать карьеру архитектора либо просто жёстко велели им забыть об их планах. Вместо этого им советовали выбрать профессию, более подходящую для нежного пола. Во главе списка стояли профессии учительницы и няньки, а также хорошим вариантом считалось замужество и материнство.

Когда я изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте в 1960-х гг., в моём классе училась всего одна женщина. Из 40 архитекторов в моём корпусе мира в Тунисе была тоже только одна женщина.

Несколько десятилетий назад, если женщине удавалось поступить в архитектурную школу и закончить её, следующим препятствием на пути была необходимость найти работу. Многие фирмы отказывались брать женщин, опасаясь, что тем не хватит энергии и технического мастерства. Нанимателям казалось, что женщины в конструкторском бюро будут отвлекать коллег-мужчин и этим снижать продуктивность работы в офисе. И многие начальники боялись, что женщины бросят работу, как только найдут себе мужа и заведут семью.

Поскольку относительно немногие женщины становились архитекторами, то тем более исключительной редкостью было встретить фирму, ими основанную и возглавляемую. Только в последние 40 лет женщины начали поступать в архитектурные школы и пополнять ряды профессионалов в весьма значительных количествах.

В наше время американское культурное и социальное отношение к женщинам-профессионалам изменилось. Женщины продемонстрировали, что у них не меньше творческого таланта, технических способностей, настойчивости и силы духа, чем у мужчин.

Возможно, вы спросите, содержит ли здание, спроектированное женщиной, видимые признаки и функциональные характеристики, которые можно было бы интерпретировать, как выражение женской чувствительности. Можно ли, глядя на строение, определить, что архитектором была женщина? Есть ли особая эстетика у «женской» архитектуры?

Ответ: нет.

Это вполне очевидно из портфолио «Леерс Вайнцапфель Ассошиейтс», наиболее известных, поскольку большинство из спроектированных ими гражданских, корпоративных и академических зданий получили множество наград.

Фирма из 24 человек, среди которых есть как мужчины, так и женщины, проектировала школьные здания и лаборатории, центры отдыха и общественные помещения, библиотеки и здания суда. Среди их клиентов – Смит Колледж, университет Гарвард, университет Принстон, университет Цинцинатти и университет Пенсильвании.

Эстетический язык «Леерс Вайнцапфель» решительно современен и соответственно изобретателен. При этом все проектные формы, структуры, материалы и детали отвечают определённым условиям: учитываются местность, климат, функциональные задачи, подходящие технологии, энергетические потребности и бюджет. В отличие от некоторых более известных архитекторов, как мужчин, так и женщин, партнёры не навязывают в своих проектах заранее продуманных трафаретных дизайнерских решений или характерных композиционных жестов.

В результате возникает архитектура одновременно смелая и деликатная, геометрически рациональная и операционно практичная. Самые разнообразные цвета и текстуры используются свободно, так же, как прозрачное или полупрозрачное покрытие, часто применяемое, чтобы пропускать дневной свет и демонстрировать желаемые виды.

Работа «Леерс Вайнцапфель» ни мужская, ни женская. Это просто добротная, содержательная архитектура, которая потрясающе выглядит.

Роджер К. Льюис – практикующий архитектор и заслуженный профессор архитектуры в университете Мэриленда.

Комментариев нет:

Copyright 2006-2009 | ARBATUS
No part of the content or the blog may be reproduced without prior written permission.